Прекрасное-Амалия Осиповна Гольданская в юные годы была эсеровской Прекрасной Дамой. Вместе с мужем Ильёй Фундаминским Амалия ненадолго попала в Бутырку по делу об устройстве Зинаидой Коноплянниковой в окрестностях Москвы динамитной мастерской. Мило- динамитной мастерской. Чудесная Зинаида Коноплянникова, таки, позже убила генерала Мина. Не зря тренировалась с динамитом, да. Прекрасная Дама спасала динамитчицу от сыскарей на лошади своей матери. Амалия принадлежала к очень богатой московской семье Гавронских: ее дед был хорошо известный в еврейских кругах Вульф Высоцкий, основатель знаменитой чайной фирмы «В. Высоцкий и Ко». И вот, чёрт её дёрнул, вписаться в партию эсеров.
Мои предки тоже были эсерами, и даже кое-кто был выслан за это на Дальний Восток при социализме уже в память прежних заслуг, откуда его спасали родственники с далеко идущими связями. И даже не расстреляли как шпиона десяти разведок, что, в общем-то, было чудом с такой биографией.
Да, Амалия в тюрьме. Мама её, обожавшапя дочь, чуть не сошла с ума от горя. Она билась головой о стены и кричала:
— «Е зо айн файнес, эдлес кинд ин финштерем гефенгнис!» (такой чистый, благородный ребенок в темной-мрачной тюрьме).
Матери Амалии удалось добиться того, — она, конечно, для этого денег не жалела, да она и вообще не знала им цены, — что одиночку Амалии, конечно, совершенно такую же, как и у всех других заключенных Таганской тюрьмы, оклеили... обоями. Дело до того неслыханное! Амалия была вегетарианка и «мамаша» добилась того, что тюремный повар приготовлял для нее специальные блюда. Амалия получала огромные передачи, среди которых было много конфет и цветов — то и другое она рассылала по всей тюрьме.
В камере ее пахло духами — духами пахло даже в коридоре, куда выходила ее одиночка.
Но от чисто лингвистического соприкосновения с тюремным бытом Прекрасную Даму оградить не удалось — и она долго смущала своих поклонников вопросами о том, кто такая чья-то там мать.
Journal information