
Чехов в своих произведениях часто описывал людей из своего ближайшего окружения. Изменив имена, разумеется. Возраст, многое. Но всё равно образы были узнаваемыми. И тогда мог разразиться скандал. Прообразы и причастные к ним узнавали себя в новом тексте. Злились, выдвигали претензии, оскорбления. В общем, было не скучно. Левитан чуть не вызвал однажды Чехова на дуэль.
Левитан обиделся года на три и не общался с Чеховым. Причиной была Кувшинникова Софья Петровна- прототип главной героини " Попрыгуньи". Как чутко написано в Википедии " возлюбленная" художника Левитана. Старше его на 14 лет, она так увлеклась гением. Что, отправлялась в ним на пленеры в Плёс, уплывала надолго на пароходе. Муж, доктор и любитель охоты, мужественно терпел увлечения жены и смиренно ждал возвращения её в семейное лоно.
- "..Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина. Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай. Все у них в квартире казалось роскошным и изящным, а между тем вместо турецких диванов были поставлены ящики из-под мыла и на них положены матрацы под коврами. На окнах вместо занавесок были развешаны простые рыбацкие сети.".. Писал брат Чехова Михаил.
Она не отличалась необыкновенной красотой, но была весьма привлекательной:
-"Софья Петровна была чудесно сложена. С фигурой Афродиты, темноглазая, смуглая мулатка, она привлекала общее внимание неповторимой своей оригинальностью. Цветы, написанные Кувшинниковой, покупал Третьяков, её игрой на фортепьяно заслушивались общепризнанные московские пианисты-виртуозы. Софья Петровна любила охоту не меньше, чем искусство, и, подолгу пропадая в подмосковных лесах, одна, одетая по-мужски, возвращалась с полным ягдташем. Софья Петровна говорила, повелевая, словно имела над своими собеседниками такую же неограниченную власть, как над мужем, избалованная его терпением, молчаливостью, большим сердцем и глубокой затаённой нежностью..."
Левитану при знакомстве с ней было 28. Она играла на фортепьяно, Левитан писал картины при этом сопровождении. Кувшинникова окружила художника любовью и заботой.
-"Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка!" — говорил Чехов. Не удивительно. Это было самое счастливое время в его жизни.
Расстались они из-за очередной страсти чрезвычайно влюбчивого Левитана. Новое увлечение не принесло ему счастья. Он разрывался между матерью и дочерью Турчаниновыми, и чуть не покончил жизнь самоубийством. Кувшинникова умерла рано, неожиданно. Заболев дезинтерией в 50 лет. Левитана тогда не было на земле уже семь лет.
Journal information